Навигация


Категории

День Рождения и Юбилей
Свадьба
Новый год
День Святого Валентина
Романтический вечер
Разные статьи и доклады

 Разные статьи и доклады

[ Добавить материал ]

Доклад. Фольклор - школа нравственности. (2009г.)

[ Скачать материал (38.5 Kb)  ] 07.07.2010, 14:47

Внимание! На нашем сайте приняты меры по защите авторского контента! При публикации данного материала на страницах других сайтов активная ссылка на http://ru-fiesta.ru  обязательна! Перед использованием материалов сайта внимательно прочтите раздел "Об авторском праве"




(Доклад. Авторская работа из личного опыта муз. руководителя Рудницкой Р.А.)

 

На протяжении нескольких лет я работаю с дошкольниками над воспитанием у них добрых чувств с помощью фольклора. Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русских людей. Чтобы вызвать у детей интерес к народной музыке я даю им возможность слушать песни в исполнении взрослых, разучивать посильный материал, используя грамзапись. В детском саду у нас есть наборы пластинок с записями народной музыки и русских народных сказок в исполнении мастеров. Знакомлю детей со звучанием оркестра. Даю им понятия «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, прибаутки, частушки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из уст в уста из поколения в поколение. Кто их сложил, сочинил - неизвестно. Говорят - сам народ сложил эти песни. Поэтому их и называют «народными».
Детям постарше называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Рассказываю о том, что эти композиторы использовали в своём творчестве народные мелодии, например, П.И. Чайковский написал «Камаринскую» под впечатлением народной плясовой песни весёлого шуточного характера. Предлагаю детям послушать эту пьесу в исполнении фортепиано и в оркестровом звучании (грамзапись).
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, мелодичны, образны, поэтому дети их быстро усваивают. Русские народные мелодии, песни обычно вызывают у детей положительные эмоции.
Малышам я даю коротенькие байки, потешки, прибаутки, плясовые мелодии. Они правильно реагируют на весёлую музыку - начинают прихлопывать, притопывать. На колыбельную они покачиваются в такт музыке, затихают, прислушиваются.
Содержание народных произведений для старших дошкольников сложнее: в них отображён быт, труд народа, его традиции, чаяния.
В репертуаре старших детей много народных песен разного характера. Я обращаю внимание детей на характер музыки или песни, чаще предлагаю определить его самим. Это песни лёгкие, подвижные («Как на тоненький ледок», «Земелюшка - чернозём»), напевные и задушевные («Коровушка», «Пряха», «Во поле берёзка стояла») и шуточные («Тень-тень», «Патока с имбирём», «Лапти», «Где был Иванушка»), задорные, плясовые («Ах, вы, сени мои сени», «Ой, вставала я ранёшенько», «Блины»). Многие народные песни я использую в качестве распевок (в разных тональностях) «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила», «Две тетери», «Патока с имбирём».
Я применяю русскую народную музыку на праздниках и развлечениях, таких, как «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». На народном празднике «Стоит берёзка стройная» (Троица) русские народные песни и хороводы звучали на участке детского сада в исполнении воспитателей. Ими же были исполнены любимые народные песни «Во саду ли, в огороде», «Во поле берёзка стояла» на металлофонах. Ансамбль звучал превосходно, дети слушали с большим интересом и вниманием.
Любимый вечер досуга у наших детей - «Частушечка- говорушечка». В гости к детям приходят мамы, бабушки со своими весёлыми сюрпризами. Для этого провожу предварительную работу с родителями, но, иногда, получается экспромтом прямо на празднике, и довольно удачно! Не обходится на таких праздниках и без выступления воспитателей. Чаще всего они исполняют частушки про нашу современную жизнь и про детишек - наших воспитанников. Очень радует их желание активно участвовать в таких мероприятиях. Дошкольники относятся к выступлениям взрослых с огромным интересом, они эмоционально откликаются на весёлые, остроумные частушки, любуются яркими костюмами исполнительниц.
Любят наши ребята и вечера загадок. Помня о том, что народные загадки - шутки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, находчивость я часто включаю их в содержание музыкальных занятий, например, перед разучиванием русской народной песни «Во поле берёзка стояла» я предлагаю детям следующую загадку:

- На полянке девчонки в белых рубашонках,
в зелёных полушалках.
Детям очень нравится, когда мы используем в праздниках и на занятиях игровые зачины (считалочки), например:
- Шёл баран по крутым горам, вырвал травку,
положил на лавку, кто травку возьмёт, тот вон
пойдёт.

- Катилося яблоко мимо сада, мимо
града, кто поднимет тот и выйдет.


- Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Раз, два, три - беги!
Такие считалочки дают возможность детям освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Такие игры как «Каравай», «Кошки-мышки», «Кто у нас хороший», «Теремок», «Кот Васька», а также считалочки, частушки, песенки дети очень любят и с удовольствием играют в свободное время. В игре они характеризуют в движениях какой-либо персонаж, например, «У медведя во бору» дети показывают выразительность движений, или отражают картины быта: «На горе-то калина» - гуляют, ломают калину, рвут ветки, вяжут в пучки, кладут на дорожку.
Старшие дошкольники с большим удовольствием разучивают песенки, попевки на металлофонах, на аккордеоне. С какой радостью дети выступают перед детьми из других групп или на праздниках перед гостями.

Хочется сказать несколько слов о красоте русского национального костюма. Наши дошкольники свободно пользуются в речи такими словами, обычными для русской старины, как «кушачок», «сарафан», «косоворотка», «кокошник», «лапотки» и т.д. Я знакомила детей с красивым орнаментом, используемым в русской национальной одежде, объясняла его предназначение (не только для красоты, но и для оберега от нечистой силы). Если выпадает случай (выступление фольклорной группы «Сударушка», концерты взрослых, театральные представления гостей-профессионалов), я всегда обращаю внимание детей на красоту одежды и её своеобразие. Ребята с интересом рассматривают альбом с фотографиями выступлений и иллюстрациями из журналов, любуясь национальным костюмом России. Наш детский сад дружит с учащимися музыкальной школы. Они желанные гости в нашем музыкальном зале. Обычно наши воспитанники с удовольствием слушают игру юных музыкантов. В программу артистов я прошу включать как можно больше народных мелодий. В заключении наши ребята с удовольствием водят хороводы, поют для гостей, показывают любимые игры. Сомнения нет в ценности таких концертов.
Не забывают нас и ребята из фольклорной группы «Сударушка». Они показывают нам программы народных праздников. Дети с огромным интересом наблюдают за юными артистами, с желанием принимают участие в заключительной части праздника. Трудно недооценить значение и силу нравственно- эстетического воздействия на детей выступлений взрослых и школьников с русскими народными песнями.
За годы работы с дошкольниками я убедилась в том, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемое в работе, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше почувствовать характер, настроение народных песен и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то народная сказка, частушка, прибаутка, песня или игра. Они пробуждают чувство любви к родному языку, русскому народу, к своей природе и нашей любимой Родине.

 

 


Автор: Рудницкая Р.А.





Пожалуйста, оцените этот материал.



Рейтинг: 4.6/11

Нет нужного материала? Поищите здесь...


Пользовательского поиска


Категория: Разные статьи и доклады | Добавил: ru-fiesta | Теги: Фольклор, доклад, дети, Статья
Просмотров: 1793 | Загрузок: 204 |

Поиск ио сайту
Сотрудничество

Это интересно

Статистика





Copyright www.ru-fiesta.ru © 2018
Сценарии юбилеев, дней рождения, торжеств, праздников, мероприятий, банкетов. Конспекты утренников и детских праздников и вечеринок.
Поздравления, стихи, песни, конкурсы, открытки... Всё, что нужно для проведения праздников!